Примечание: в храме Смоленской иконы Божией Матери ныне проживают сестры.
На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. (Этот предел упразднен, используется, как ризничная.)
Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. (При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи). Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В нашем распоряжении нет каких-либо изображений колокольни.
В интерьере храма первоначально находился пятиярусный вызолоченный иконостас, росписи отсутствовали. При возобновлении церкви в 1854 г. был установлен новый трехъярусный иконостас, у которого детали были вызолочены на полимент, а гладкие места покрыты красной краской под лак. В иконостас были помещены многие прежние иконы, выполненные в XVII-XVIII веках. В этот период церковь была расписана – в храмовой части выполнены росписи на тему чудес от Смоленской иконы Божией Матери (в данный момент росписи утеряны), а в Воздвиженском приделе на своде написано изображение Божией Матери и стих: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Живопись храмовой части, занимающая большую часть поверхности стен и состоящая из небольших клейм, заключенных в орнаментальные рамки, композиционно близка традиционной церковной живописи XVII-XVIII веков.
«…если кто хочет подать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великий…»
Из жизни
«Помогая другим, прежде всего, ты помогаешь себе...»
Похвала Богородице
Достойно есть, яко воистину блажити Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тебя величаем.
Псалом 16, стих 8
«Сохрани меня, Господи, как зеницу ока.»
Церковные новости
×
31.12.17
В четвертую годовщину терактов в Волгограде в храмах города были совершены панихиды по погибшим
31.12.17
Александр Щипков: Церковь говорит на своем языке, без либеральных штампов
31.12.17
В Москве прошел пастырский семинар «Человек впервые пришел к священнику: первая беседа, первая исповедь»